Media literacy

О семинаре

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

 

Актуальность темы научного семинара безусловна, поскольку в современном мире и бесконечном, ежесекудно пополняющемся потоке информации необходимы медианавыки. Главной целью круглого стола было обсудить со стейкхолдерами актуальные вопросы изучения манипулирования и продвижения медиаграмотности в Казахстане и за его пределами. 

 

НАШИ СПИКЕРЫ

 

В работе семинара приняли участие ученые из разных городов (Астана, Алматы, Павлодар, Шымкент) и стран (Германия, Китай, Россия, Узбекистан), ППС вузов страны (ЕНУ им. Л.Гумидева, КазНПУ им. Абая, Торайгыров Университет, Павлодарский педагогический университет им. А. Маргулана, ЮКУ им. М. Ауэзова, ЮКГПУ и др.), руководители, психологи, учителя школ г. Шымкента, а также представители Кластерного Бюро ЮНЕСКО в г. Алматы, Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина, АО «Национальный центр исследования и оценки в образовании «Талдау» имени А. Байтурсынова. На семинаре обсуждались вопросы медиаграмотности и механизмы манипуляции и способы их преодоления. Не остался в стороне вопрос манипуляции и медиаграмотности в поликультурном интернет-пространстве и в сфере образования. 

 

МЕДИАГРАМОТНОСТЬ И МАНИПУЛЯЦИЯ

 

В докладах прозвучали мировые тренды и национальный опыт изучения медиаманипуляции и медиаграмотности в междисциплинарном научном дискурсе. На конференции с докладами выступили зарубежные ученые, много лет исследующие вопросы манипуляции и медиаманипулирования. Доклад «Что такое манипуляция?» представил ученый Хольгер Куссе, профессор, директор Института славистики Дрезденского Технического университета (Германия), в котором раскрывается манипуляция как нетрансакционная перлокуция. О проблеме языкового манипулирования сознанием поделился д.филол.н., профессор, заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, Радбиль Тимур Беньюминович (Россия). О проблемах манипулирования общественным сознанием в медиапространстве поделилась Карабулатова Ирина Советовна, доктор филологических наук, профессор Института искусственного интеллекта МГУ им.М.В.Ломоносова, профессор кафедры иностранных языков филологического факультета РУДН им. П.Лумумбы, руководитель центра цифровых гуманитарных технологий «Русский язык+» Института русского языка Хэйлунцзянского университета, Харбин, Китай, Россия. С темой «Коммуникативные тактики избегания триггеров в современной цифровой дипломатии» выступил ученый из Китая PhD Ху Цзяжун. О вопросах влияния интернета на виртуальную личность выступил ученый из соседнего Узбекистана Кененбаев Еркин, доктор PhD, доцент Чирчикского государственного педагогического университета. Очень содержательный доклад о продвижении медийной грамотности в системе высшего образования, о её вызовах и решениях представила эксперт по журналистскому образованию и медиаграмотности, к.филос.н. Асанбаева Гульнар, много лет исследующая данный вопрос в Казахстане, один из авторов учебников по медиаграмотности для школ и вузов страны. В унисон прозвучал доклад «Роль интернет-технологий в продвижении конспирологических теорий (на примере стран Центральной Азии)» Айтмагамбетовой Марал Бейсетаевны, к.филол.н., регионального эксперта по МИГ, участника проектов ИИТО ЮНЕСКО и проекта MediaCAMP представительства Internews в Казахстане. 

 

МЕДИАГРАМОТНОСТЬ И ШКОЛА 

 

Система школьного образования также активно исследует и реализует на практике программы продвижения медиаграмотности. Вице-президент Национальной академии образования им. Ы.Алтынсарина, магистр естественных наук, автор учебных программ и учебников Каратабанов Руслан Адилханович рассказал о распаковке и имплементации медийной и информационной грамотности в содержании образования на одном конкретном школьном предмете. Семинар также позволил выступить учителям и директорам школ города Шымкент (Сихамбекова Жанслу Абдразаковна, директор СОШ №30 им. О.Жандосова, Жапбаркулова Салтанат Рахманбердиевна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе ОСШ №17 им. М.Ю.Лермонтова, Песыгина Наталья Юрьевна, психолог ОСШ № 35 им. Маншук Маметовой). Они делились своими наблюдениями в школе о влиянии СМИ на личность подростка, способах манипулирования среди школьников, о проблемах кибербуллинга и рекомендациях по борьбе с ним. 

 

МЕДИАГРАМОТНОСТЬ И СМИ

 

В семинаре приняли участие и представители СМИ. С докладом о важности достоверности информации в социальных сетях выступила Майусова Нұржамал Әбілжанқызы, Член Союза журналистов Казахстана, начальник отдела информационного анализа редакции газеты «Созақ үні». С темой мультиагентного подход к формированию, экспертной разметке и классификации корпуса новостных текстов выступила Оспанова Улжан, магистр, директор Департамента прикладных исследований и разработок АО «Национальный центр исследования и оценки в образовании «Талдау» имени А. Байтурсынова МОН РК. Данный мультиагентный подход является одним из основных в реализации данного проекта. 

 

ИТОГИ СЕМИНАРА

 

Семинар прошел в оживленной обстановке, присутствующие активно участвовали в дискуссии, продемонстрировали большой научный интерес к изучению медиаманипулирования и продвижению медиаграмотности в современном мире. Все участники конференции были награждены сертификатами. На семинаре сложился конструктивный диалог и обмен знаниями между всеми стейкхолдерами и были выработаны рекомендации по продвижению медиаграмотности в Казахстане.

презентации

главные спикеры семинара

1

Доклад «Что такое манипуляция?» представил ученый Хольгер Куссе, профессор, директор Института славистики Дрезденского Технического университета (Германия), в котором раскрывается манипуляция как нетрансакционная перлокуция.

2

О проблеме языкового манипулирования сознанием поделился д.филол.н., профессор, заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, Радбиль Тимур Беньюминович (Россия).

3

Доклад о продвижении медийной грамотности в системе высшего образования, о её вызовах и решениях представила эксперт по журналистскому образованию и медиаграмотности, к.филос.н. Асанбаева Гульнар, много лет исследующая данный вопрос в Казахстане, автор учебников по медиаграмотности для школ и вузов страны.

4

Медиаграмотность в школе

Вице-президент Национальной академии образования им. Ы.Алтынсарина, магистр естественных наук, автор учебных программ и учебников Каратабанов Руслан Адилханович рассказал о распаковке и имплементации медийной и информационной грамотности в содержании образования на одном конкретном школьном предмете.

10-я международная конференция по вопросам образования
(лондон, 15-17 ноября 2023 г.)

К.ф.н., доцент кафедры русского языка и литературы Шакеновой М.Т. и докторант Хусаинова Г.Ж. в рамках научного проекта АР19679821 «Разработка методики распознавания медиаманипулирования и продвижения медиаграмотности в условиях информационного пространства Казахстана» приняли участие в 10-й Международной конференции по вопросам образования (Лондон, 15-17 ноября 2023 г.). Ими был представлен доклад «Манипулятивность как объект трансдисциплинарного знания» (DOI: 10.31039/plic.2023.8.176) .

 

На конференции были представлены доклады по вопросам преодоления социального давления, избежания стрессов,  манипулятивности в гуманитарном знании,  внедрению вспомогательных технологий на основе искусственного интеллекта для людей с ограниченными возможностями в профессиональной реабилитации, стратегиям достижения глобальной конкурентоспособности транснациональных компаний, влиянии искусственного интеллекта на занятость и рабочие места, созданию ценностей в условиях конфликтов и др.

 

 

 

 

В период командировки Шакенова М.Т.  и Хусаинова Г.Ж работали в обучающем семинаре «Медиатекст и медиаграмотность в системе высшего образования» (Престон, Центр славянских исследований имени Владимира Высоцкого при Школе психологии и гуманитарных наук Университета Центрального Ланкашира). Семинар позволил ознакомиться с передовой практикой продвижения медиаграмотности в высших учебных заведениях в межкультурном контексте и были получены методологические рекомендации по разработке цифрового контента.

Международный саммит «Цифровая гуманитаристика на современном этапе: опыт, проблемы, перспективы» (Китай, 13-17 июня 2024 г.)

К.ф.н. Шакеновой М. Т., к.п.н. .Калдыкозова С.Е.  и докторант Хусаинова Г.Ж. в рамках научного проекта АР19679821 «Разработка методики распознавания медиаманипулирования и продвижения медиаграмотности в условиях информационного пространства Казахстана» приняли участие в работе I Харбинского международного саммита по цифровой гуманитаристике «Цифровая гуманитаристика на современном этапе: опыт, проблемы, перспективы» (13-17 июня 2024 г.), где выступили с доклдом и презентацией на тему «Лингвистическая параметризация манипулятивного медиадискурса с примененениемискурса с примененением цифровых технологий» (программа конференции). 

 

Цель конференции – анализ проблем в области цифровых гуманитарных исследований, создание площадки для профессионального диалога ученых и практиков по вопросам изучения и преподавания ключевых вопросов по применению технологий искусственного интеллекта в сфере гуманитарных наук, образования, культуры, искусства в вузе и школе.

Партнёры конференции: Институт перспективных исследований проблем искусственного интеллекта и интеллектуальных систем Московского государственного университета М.В. Ломоносова (Россия, г. Москва), Институт проблем передачи информации РАН им. А. А. Харкевича (Россия, г. Москва), Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург) и др.

 

На саммите обсуждались следующие актуальные вопросы: цифровая гуманитаристика: новые тренды и вызовы эпохи; цифровое образование, нейропедагогика, машинное обучение; цифровая история, цифровая миграциология и электронное управление; цифровая урбанистика и вопросы цифровой ономастики; компьютерная лингвистика, NLP и переводоведение: прорыв в цифровую эпоху; новое осмысление киберпсихологии, когнитивных наук и нейроэстетики; цифровое медиапространство как вызов гуманитарным и точным наукам; художественное творчество как объект цифрового анализа. 

 

Прокрутить вверх