Media literacy

Международная конференция

Язык и дискурс

Опубликован сборник материалов международной научной конференции «Язык и дискурс современных массмедиа: теоретические и практические аспекты» (29 октября – 2 ноября 2024 г.)

ЮКУ им. М. Ауэзова в сотрудничестве с Дрезденским техническим университетом в рамках проекта АР19679821 «Методика распознавания медиаманипуляции и продвижения медиаграмотности в условиях информационного пространства Казахстана» проведена международная научно-практическая конференция «Язык и дискурс современных массмедиа: теоретические и практические аспекты».  В конференции приняли участие ведущие ученые из Казахстана, России, Германии, Польши, Узбекистана, Украины, представители ЮНЕСКО, Internews и Азиатского центра информации и коммуникации в сфере СМИ. Были обсуждены актуальные вопросы медиадискурса как объекта трансдисциплинарных исследований в Казахстане и за рубежом, проблемы медиаграмотности, особенности интернет-коммуникации, языка и стиля СМИ, рассмотрены приемы и методы информационного воздействия, продемонстрирован образовательный потенциал медиатекстов.

Доклады, представленные на пленарном и секционных заседаниях, охватывают широкий диапазон актуальных проблем медиалингвистики и медиаобразования: от теоретических аспектов, таких как определение ключевых характеристик медийного языка и его трансформации в условиях цифровизации, до практических аспектов, связанных с методиками анализа медиатекстов и разработкой образовательных программ для повышения уровня медиаграмотности. Важной частью конференции стал круглый стол на тему «Имплементация медиаграмотности в содержание среднего и высшего образования». Участники круглого обсудили методы интеграции медиаграмотности в учебные программы, современные подходы к обучению анализу медиатекстов.По итогам конференции издан сборник материалов конференции (18 п.л.), который может внести существенный вклад в развитие медиалингвистики и медиаобразования.

Доклады

пленарного заседания

Директор Института славистики Дрезденского технического университета (Германия, Дрезден) профессор Хольгер Куссе выступил с докладом «Модели комплексной коммуникации в обучении медиаграмотности», в котором представил три модели простой однонаправленной коммуникации с четким распределением ролей между отправителями и получателями и явной адресованностью и две модели комплексной коммуникации со скрытой и неоднозначной адресованностью. Модели предназначены для развития навыков самооценки при потреблении медиа. 

 Доктор филологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова (Россия, г. Москва) Т.Г. Добросклонская в своем выступлении, посвященном актуальным направлениям исследований языка в массмедийном дискурсе, отметила, что в условиях растущей информационной и лингвокультурной глобализации интерес к вопросам изучения национальных медиадискурсов и социокультурных особенностей медиаландшафтов разных стран будет неуклонно возрастать. По мнению ученого, достижения медиалингвистики служат фундаментом для дальнейших разысканий в области речевых массмедийных практик, теоретико-методологическая разработка которых является весьма перспективной в контексте составления комплексной структурированной картины современного речепользования в СМИ. 

Доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (Россия, г. Санкт-Петербург) В.Е. Чернявская выступила с докладом «Поликодовость и речевое воздействие в медиадискурсе: “говорить картинкой” и “видеть словом”» и представила свое видение  анализа  различных форм проявления текстовой гетерогенности. 

Доклад профессора Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина (Россия, г. Москва) В.И. Карасика «Искусственный интеллект как собеседник» был посвящен рассмотрению коммуникативных характеристик искусственного интеллекта, освещал основные аспекты в оценке влияния искусственного интеллекта на поведение людей.  Общий вывод сводится к тому, что искусственный интеллект на данном этапе его развития способен давать только программируемые реакции в общении, поскольку его главной характеристикой является отсутствие эмоциональности в контактах с людьми. 

В докладе доктора филологических наук, профессора Инновационного Евразийского университета (Казахстан, г. Павлодар) А.Р. Бейсембаева и кандидата филологических наук Д.С. Ташимхановой (Казахстан, г. Шымкент) «Фрейминг и прайминг как способы формирования общественного мнения», посвященном рассмотрению стратегий структурирования и презентации медиаинформации как мощных инструментов медийного влияния, подчеркивается, что через медиаманипулирование задаются направления общественных дискуссий и интерпретация событий.

Доктор филологических наук, профессор Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Лобачевского (Россия, Нижний Новгород) Тимур.Беньюминович Радбиль в своем докладе «Корпусно-дискурсивный анализ «языка ценностей» в медиадискурсе интернета (на примере прилагательного «престижный»)» изложил результаты исследовательского проекта по корпусно-дискурсивному анализу имплицитной оценочности в современном российском медиадискурсе интернета, экспонировал модели наведения позитивной и негативной оценочности, связанные с актуализацией концептуальной схемы анализируемой лексемы. Ученый выдвинул тезис, что научный инструментарий корпусно-дискурсивного анализа имплицитной оценочности предоставляет большие возможности для выявления и квалификации неявных, скрытых механизмов ценностных реакций носителей языка, которые реализуются в их речи, но не всегда очевидны для аналитической интерпретации. 

Кандидат философских наук, эксперт по журналистскому образованию и медиаграмотности, представитель Азиатского центра информации и коммуникации в сфере СМИ (AMIC) в Казахстане (г. Алматы) Г. Асанбаева в своем докладе «Вызовы искусственного интеллекта для понимания и продвижения медиаграмотности» отразила вопросы медиадоверия как индикатора состояния медиаграмотности общества, представила результаты проведенных в Казахстане социологических опросов по доверию к медиа. Исследователь подчеркивает необходимость дальнейших теоретических дискуссий о концепции доверия, чтобы прийти к её оптимальным операционализациям для более точной оценки преимуществ и проблем доверия и недоверия к медиа.

Доклад «Образ Казахстана в современном медиадискурсе: оценочные стратегии» профессора ЕНУ им. Л. Н. Гумилева Ш.К. Жаркынбековой и преподавателя А.А. Елюбаевой (Казахстан, г. Астана) продемонстрировал конструирование концептуального понимания образа страны «Казахстан» через тексты, порожденные современным дискурсом СМИ. 

В своем выступлении доктор филологических наук, профессор Российского университета Дружбы народов им. Патриса Лумумбы (Россия, г. Москва) Н.А. Ахренова, отметив, что процесс самопрезентации, самоидентификации интернет-пользователей и определение ими своего ближайшего круга осуществляется посредствам апелляции к культурному коду других коммуникантов, представила результаты исследования особенностей функционирования знаков высокой культуры в текстах интернет-сообщений с позиций лингвопрагматики.

– профессора Школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ (Россия, г. Санкт-Петербург) Колмогоровой А.В. «Компьютерный анализ топонимов в корпусе советской песни: когда география и идеология идут рука об руку»;  

– Кененбаева Е.Т., доцента Чирчикского государственного педагогического университета (Узбекистан, г. Чирчик) «Девиантность коммуникативного поведения в условиях сетевой коммуникации»; 

– Бурченковой А.А., доцента Смоленского государственного медицинского университета Минздрава Российской Федерации (Россия, г. Смоленск) «Лингвокультуроведческий потенциал медиатекстов в обучении РКИ иностранных студентов-нефилологов (на примере медиатекстов о Смоленске)»;

-Айтмагамбетовой М.Б., регионального эксперта по медийной и информационной грамотности, участника проектов ИИТО ЮНЕСКО и проекта MediaCAMP представительства Internews в Казахстане, общественный фонд TAUAN (Казахстан, г. Павлодар) «Конспирологические теории: контексты зарождения и структура фрейма».

О семинаре

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

 

Актуальность темы научного семинара безусловна, поскольку в современном мире и бесконечном, ежесекудно пополняющемся потоке информации необходимы медианавыки. Главной целью круглого стола было обсудить со стейкхолдерами актуальные вопросы изучения манипулирования и продвижения медиаграмотности в Казахстане и за его пределами. 

 

НАШИ СПИКЕРЫ

 

В работе семинара приняли участие ученые из разных городов (Астана, Алматы, Павлодар, Шымкент) и стран (Германия, Китай, Россия, Узбекистан), ППС вузов страны (ЕНУ им. Л.Гумидева, КазНПУ им. Абая, Торайгыров Университет, Павлодарский педагогический университет им. А. Маргулана, ЮКУ им. М. Ауэзова, ЮКГПУ и др.), руководители, психологи, учителя школ г. Шымкента, а также представители Кластерного Бюро ЮНЕСКО в г. Алматы, Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина, АО «Национальный центр исследования и оценки в образовании «Талдау» имени А. Байтурсынова. На семинаре обсуждались вопросы медиаграмотности и механизмы манипуляции и способы их преодоления. Не остался в стороне вопрос манипуляции и медиаграмотности в поликультурном интернет-пространстве и в сфере образования. 

 

МЕДИАГРАМОТНОСТЬ И МАНИПУЛЯЦИЯ

 

В докладах прозвучали мировые тренды и национальный опыт изучения медиаманипуляции и медиаграмотности в междисциплинарном научном дискурсе. На конференции с докладами выступили зарубежные ученые, много лет исследующие вопросы манипуляции и медиаманипулирования. Доклад «Что такое манипуляция?» представил ученый Хольгер Куссе, профессор, директор Института славистики Дрезденского Технического университета (Германия), в котором раскрывается манипуляция как нетрансакционная перлокуция. О проблеме языкового манипулирования сознанием поделился д.филол.н., профессор, заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, Радбиль Тимур Беньюминович (Россия). О проблемах манипулирования общественным сознанием в медиапространстве поделилась Карабулатова Ирина Советовна, доктор филологических наук, профессор Института искусственного интеллекта МГУ им.М.В.Ломоносова, профессор кафедры иностранных языков филологического факультета РУДН им. П.Лумумбы, руководитель центра цифровых гуманитарных технологий «Русский язык+» Института русского языка Хэйлунцзянского университета, Харбин, Китай, Россия. С темой «Коммуникативные тактики избегания триггеров в современной цифровой дипломатии» выступил ученый из Китая PhD Ху Цзяжун. О вопросах влияния интернета на виртуальную личность выступил ученый из соседнего Узбекистана Кененбаев Еркин, доктор PhD, доцент Чирчикского государственного педагогического университета. Очень содержательный доклад о продвижении медийной грамотности в системе высшего образования, о её вызовах и решениях представила эксперт по журналистскому образованию и медиаграмотности, к.филос.н. Асанбаева Гульнар, много лет исследующая данный вопрос в Казахстане, один из авторов учебников по медиаграмотности для школ и вузов страны. В унисон прозвучал доклад «Роль интернет-технологий в продвижении конспирологических теорий (на примере стран Центральной Азии)» Айтмагамбетовой Марал Бейсетаевны, к.филол.н., регионального эксперта по МИГ, участника проектов ИИТО ЮНЕСКО и проекта MediaCAMP представительства Internews в Казахстане. 

 

МЕДИАГРАМОТНОСТЬ И ШКОЛА 

 

Система школьного образования также активно исследует и реализует на практике программы продвижения медиаграмотности. Вице-президент Национальной академии образования им. Ы.Алтынсарина, магистр естественных наук, автор учебных программ и учебников Каратабанов Руслан Адилханович рассказал о распаковке и имплементации медийной и информационной грамотности в содержании образования на одном конкретном школьном предмете. Семинар также позволил выступить учителям и директорам школ города Шымкент (Сихамбекова Жанслу Абдразаковна, директор СОШ №30 им. О.Жандосова, Жапбаркулова Салтанат Рахманбердиевна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе ОСШ №17 им. М.Ю.Лермонтова, Песыгина Наталья Юрьевна, психолог ОСШ № 35 им. Маншук Маметовой). Они делились своими наблюдениями в школе о влиянии СМИ на личность подростка, способах манипулирования среди школьников, о проблемах кибербуллинга и рекомендациях по борьбе с ним. 

 

МЕДИАГРАМОТНОСТЬ И СМИ

 

В семинаре приняли участие и представители СМИ. С докладом о важности достоверности информации в социальных сетях выступила Майусова Нұржамал Әбілжанқызы, Член Союза журналистов Казахстана, начальник отдела информационного анализа редакции газеты «Созақ үні». С темой мультиагентного подход к формированию, экспертной разметке и классификации корпуса новостных текстов выступила Оспанова Улжан, магистр, директор Департамента прикладных исследований и разработок АО «Национальный центр исследования и оценки в образовании «Талдау» имени А. Байтурсынова МОН РК. Данный мультиагентный подход является одним из основных в реализации данного проекта. 

 

ИТОГИ СЕМИНАРА

 

Семинар прошел в оживленной обстановке, присутствующие активно участвовали в дискуссии, продемонстрировали большой научный интерес к изучению медиаманипулирования и продвижению медиаграмотности в современном мире. Все участники конференции были награждены сертификатами. На семинаре сложился конструктивный диалог и обмен знаниями между всеми стейкхолдерами и были выработаны рекомендации по продвижению медиаграмотности в Казахстане.

презентации

главные спикеры семинара

1

Доклад «Что такое манипуляция?» представил ученый Хольгер Куссе, профессор, директор Института славистики Дрезденского Технического университета (Германия), в котором раскрывается манипуляция как нетрансакционная перлокуция.

2

О проблеме языкового манипулирования сознанием поделился д.филол.н., профессор, заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, Радбиль Тимур Беньюминович (Россия).

3

Доклад о продвижении медийной грамотности в системе высшего образования, о её вызовах и решениях представила эксперт по журналистскому образованию и медиаграмотности, к.филос.н. Асанбаева Гульнар, много лет исследующая данный вопрос в Казахстане, автор учебников по медиаграмотности для школ и вузов страны.

4

Медиаграмотность в школе

Вице-президент Национальной академии образования им. Ы.Алтынсарина, магистр естественных наук, автор учебных программ и учебников Каратабанов Руслан Адилханович рассказал о распаковке и имплементации медийной и информационной грамотности в содержании образования на одном конкретном школьном предмете.

10-я международная конференция по вопросам образования
(лондон, 15-17 ноября 2023 г.)

К.ф.н., доцент кафедры русского языка и литературы Шакеновой М.Т. и докторант Хусаинова Г.Ж. в рамках научного проекта АР19679821 «Разработка методики распознавания медиаманипулирования и продвижения медиаграмотности в условиях информационного пространства Казахстана» приняли участие в 10-й Международной конференции по вопросам образования (Лондон, 15-17 ноября 2023 г.). Ими был представлен доклад «Манипулятивность как объект трансдисциплинарного знания» (DOI: 10.31039/plic.2023.8.176) .

 

На конференции были представлены доклады по вопросам преодоления социального давления, избежания стрессов,  манипулятивности в гуманитарном знании,  внедрению вспомогательных технологий на основе искусственного интеллекта для людей с ограниченными возможностями в профессиональной реабилитации, стратегиям достижения глобальной конкурентоспособности транснациональных компаний, влиянии искусственного интеллекта на занятость и рабочие места, созданию ценностей в условиях конфликтов и др.

 

 

 

 

В период командировки Шакенова М.Т.  и Хусаинова Г.Ж работали в обучающем семинаре «Медиатекст и медиаграмотность в системе высшего образования» (Престон, Центр славянских исследований имени Владимира Высоцкого при Школе психологии и гуманитарных наук Университета Центрального Ланкашира). Семинар позволил ознакомиться с передовой практикой продвижения медиаграмотности в высших учебных заведениях в межкультурном контексте и были получены методологические рекомендации по разработке цифрового контента.

Международный саммит «Цифровая гуманитаристика на современном этапе: опыт, проблемы, перспективы» (Китай, 13-17 июня 2024 г.)

К.ф.н. Шакеновой М. Т., к.п.н. .Калдыкозова С.Е.  и докторант Хусаинова Г.Ж. в рамках научного проекта АР19679821 «Разработка методики распознавания медиаманипулирования и продвижения медиаграмотности в условиях информационного пространства Казахстана» приняли участие в работе I Харбинского международного саммита по цифровой гуманитаристике «Цифровая гуманитаристика на современном этапе: опыт, проблемы, перспективы» (13-17 июня 2024 г.), где выступили с доклдом и презентацией на тему «Лингвистическая параметризация манипулятивного медиадискурса с примененениемискурса с примененением цифровых технологий» (программа конференции). 

 

Цель конференции – анализ проблем в области цифровых гуманитарных исследований, создание площадки для профессионального диалога ученых и практиков по вопросам изучения и преподавания ключевых вопросов по применению технологий искусственного интеллекта в сфере гуманитарных наук, образования, культуры, искусства в вузе и школе.

Партнёры конференции: Институт перспективных исследований проблем искусственного интеллекта и интеллектуальных систем Московского государственного университета М.В. Ломоносова (Россия, г. Москва), Институт проблем передачи информации РАН им. А. А. Харкевича (Россия, г. Москва), Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург) и др.

 

На саммите обсуждались следующие актуальные вопросы: цифровая гуманитаристика: новые тренды и вызовы эпохи; цифровое образование, нейропедагогика, машинное обучение; цифровая история, цифровая миграциология и электронное управление; цифровая урбанистика и вопросы цифровой ономастики; компьютерная лингвистика, NLP и переводоведение: прорыв в цифровую эпоху; новое осмысление киберпсихологии, когнитивных наук и нейроэстетики; цифровое медиапространство как вызов гуманитарным и точным наукам; художественное творчество как объект цифрового анализа. 

 

Прокрутить вверх