Media literacy

Научные публикации

1

Манипуляция как нетрансакционная перлокуция

В современном информационном обществе доступ к информации и средствам коммуникации стал более легким и широкодоступным, что создает более уязвимую среду для манипуляции. В данной статье рассматривается феномен манипуляции (манипулировать) как нетрансакционная перлокуция. Методология исследования включает контент-анализ литературы, определение ключевых понятий, контекстуальный анализ для определения особенностей манипуляции как нетрансакционной перлокуции. Манипуляция нами рассматривается как перлокуция в совершение которой приниматель якобы не может принимать участие (в отличие от таких перлокуций, как убедить или очаровать). Раскрываются понятия уговаривание, манипуляция и зомбирование и сравнивается их употребление в медиадискурсе со средневековыми выражениями прельсти и омрачить. Роль бесов, которые в средневековых текстах влияют на людей таким образом, что они не могут освободиться от силы зла, сегодня отчасти прописывается СМИ и Интернету. Однако утверждение власти медиа не должно служить оправданием злых чувств, убеждений и поступков реципиентов. Манипуляция может быть заблокирована реципиентом, если он самокритично спрашивает себя, приводит ли влияние его медиапотребления к злу. Раскрытие данных вопросов позволит более глубоко осмыслить природу манипуляции как нетрансакционной перлокуции и ближе подойти к решению вопросов продвижения медиаграмотности как инструмента противодействия манипулированию, разработать практические рекомендации для улучшения общественной безопасности и эффективности коммуникации. 

Ключевые слова: манипуляция, перлокуция, трансакционность, зомбирование, средневековье, медиаграмотность 

Для цитирования:

Shakenova, M., & Kusse, H. (2024). Манипуляция как нетрансакционная перлокуция. Вестник КазНУ. Серия филологическая, 194(2), 47–58. https://doi.org/10.26577/EJPh.2024.v194.i2.ph05

2

Приемы манипулятивного воздействия в медиатекстах

В статье исследуются приемы манипулирования сознанием в массмедиа на примере контент-анализа казахстанских русскоязычных источников. Авторы расскрывают понятие манипуляции. Медиаманипулирование осуществляется на разных уровнях — информационном и эмоционально-экспрессивном согласно двум ведущим функциям языка СМИ: информирование и воздействие. В соответствии с этим манипуляция реализуется на уровне информации или экспрессии. Приводятся примеры информационного манипулирования через расширение сведений об описываемом объекте посредством включения дополнительных, метакоммуникативных и модифицированных сведений. Другой уровень манипулирования в СМИ — эмоционально-экспрессивное воздействие. Такое манипулирование основывается на навешивании ярлыков, апелляции к авторитету, интересам простых людей, на апелляции к ценностям, традициям, на использовании ассоциативного связывания, ложных сопоставлений, ложной альтернативы, на эксплуатации лозунгов, теорий заговора, мифов, высмеивания и других приемов. По мнению авторов, использование приемов медиаманипулирования порождает когнитивную напряженность при понимании дополнительного смысла, что приводит к изменению отношения, оценки и эмоционального восприятия информации со стороны аудитории.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
массмедиа, медиадискурс, Казахстан, информационное манипулирование, эмоционально-экспрессивное манипулирование

 Для цитирования: 

Шакенова М.Т., Айтмагамбетова М.Б. Приемы манипулятивного воздействия в медиатекстах (на примере русскоязычных СМИ Казахстана). Научный диалог. 2024;13(3):149-168. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-3-149-168

3

Manipulativity as an object of transdisciplinary humanities knowledge

This scientific article presents a content analysis of modern research in the field of manipulation as one of the current topics of the humanitarian scientific paradigm. Manipulativeness as a multifaceted phenomenon attracts the attention of researchers from various disciplines, from psychology and sociology to political science, media communication and linguistics. The aim of the article is to bring together different approaches and research into a single transdisciplinary body of knowledge on manipulation. The authors analyze different aspects of manipulability, including psychological, socio-cultural and linguistic aspects, especially using the example of media discourse, where manipulation is a key element in politics and media in the modern information age. The focus is on the influence of media manipulation on public opinion, mood, beliefs and values. The article discusses manipulative strategies, tactics and linguistic means of implementing them in media discourse. This article also emphasizes the importance of educating and developing critical thinking as a means to counter manipulative strategies and the relevance of studying manipulativeness in the humanities. The authors believe that a general transdisciplinary study will contribute to a deeper understanding of manipulative behavior and help to develop strategies to effectively counter this phenomenon in modern society.                                                                                                                      

Keywords: manipulativeness, transdisciplinarity, hidden nature of influence, manipulator, manipulated, manipulative strategies

For citation:

Shakenova, M., Khussainova , G. Z., & Kaldygozova , S. E. (2024). Manipulativity as an object of transdisciplinary humanities knowledge. London Journal of Social Sciences, (7), 147–156. https://doi.org/10.31039/ljss.2024.7.194

4

Parameterization of manipulative media discourse: possibilities and problems of automatic diagnosis

The issue of quantitative measurement and automatic processing is a significant problem in determining the markers of the manipulative potential of media texts, since linguistic indicators are the basis of machine parameterization. The purpose of the research is to analyse the possibilities of the main language parameters of the manipulativeness of media discourse, which can be identified using machine learning. To achieve the research goals, the following methods were used: system, content analysis, computer modelling, and comparative. The results of the article determined that such language indicators as use of the subjunctive mood of verbs, capital letters, high frequency of use of the ‘not’ particle, punctuation marks, questions, or exclamations of a rhetorical nature, use of quotation marks for the purpose of irony, double negative sentences, use of the word ‘no’, and verbal structures calling to action act as computer classification parameters. In order to cover the above purpose, PYTHON software was implemented that allowed texts to be analysed and visualized in algorithmic and lexical-vocabulary ways. In addition, it was determined that by integrating the PYTHON tool, it became possible to use language transformation markers that formed linguistic patterns in the analysed text. The list of parameters for diagnosing manipulative texts is non-exhaustive, which emphasizes the possibility of machine measurement of the manipulative component of mass media discourse.

Keywords: syntactic schemes; language parameters of manipulativeness; automatic processing; machine learning; media texts

For citation:

Shakenova, M., Tashimkhanova, D., Shaikova, G,, Ospanova, U., Popovich, O. (2024). Parameterization of manipulative media discourse: possibilities and problems of automatic diagnosis. Digital Scholarship in the Humanities.  VL  – 39 https://doi.org/10.1093/llc/fqae024

5

Выражение оценочных смыслов в прецедентных именах медиадискурса

Статья посвящена исследованию особенностей оценочных смыслов и их выражения посредством прецедентных имен. Медиадискурс, как важная сфера языковой деятельности, играет существенную роль в формировании общественного мнения. Прецедентные имена, встречающиеся в медийных текстах, могут не только информировать, но и оказывать воздействие на восприятие аудитории за счет выражения оценочных смыслов. Оценочные смыслы соотносятся с понятием ценности и могут быть определены по пяти критериям: аксиологическому, эмотивному, объективно-субъективному, сравнительному, контекстному. Названные критерии дают возможность подтвердить или опровергнуть особенности восприятия оценочных смыслов, выраженных в языковой единице, в том числе в прецедентном имени. Осмысление проявлений оценочных смыслов было проведено на примере прецедентных имен, использующихся в медиадискурсе и имеющих широкое употребление в интернет-публикациях. В ходе исследования был сделан вывод о том, что оценка соотносится с наличием в исследуемом объекте ценностных компонентов, что имеет особое значение для определения особенностей прецедентных имен, поскольку их воспроизводимость обусловлена широтой употребления, связанной с ценностью и значимостью упоминаемого имени. Изучение оценочных смыслов в прецедентных именах медиадискурса имеет важное значение для понимания языковых механизмов формирования общественного мнения и манипулирования им в медиапространстве.

Ключевые слова: ценности; оценочный смысл; медиадискурс; прецедентное имя; аксиологическая интерпретация; эмотивность; прием манипулятивного воздействия; контекст

Для цитирования:

Шакенова М., Нысанбаева Ж. Выражение оценочных смыслов в прецедентных именах медиадискурса. //O‘zbekistonda xorijiy tillar. — 2024. — 10-jild, № 1. — B. 92-107.  https://doi.org/10.36078/1715325645

6

Речевой портрет политолога Досыма Сатпаева

В данной статье особенности политического дискурса в русском языке анализируются на материале выступлений и публикаций известного казахстанского политолога Досыма Сатпаева. В настоящем исследовании цитируются политические тексты, имеющие острую критическую направленность. В данном исследовании проанализированы публикации, интервью, доклады политолога Досыма Сатпаева. Использование разнообразных языковых средств политологом показывает высокое мастерство владения политическим дискурсом, что помогает удерживать внимание и сохранять интерес слушателей к выступлению. Досым Сатпаев представляется как человек высокообразованный, имеющий широкий круг интересов, являющийся независимым экспертом на политической арене, который имеет собственное мнение на ряд разнообразных вопросов и проблем, иногда отличающееся от мнения других политических лидеров. Проанализированный материал показал, что образные средства языка оживляют, актуализируют текст политолога. Выразительность, экспрессивность речи Д. Сатпаева придают особые языковые структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя. В ходе нашего исследования было доказано, что в выступлениях, интервью, статьях Досыма Сатпаева существует универсальный набор риторических тропов и фигур, комплектация которого разнится, являясь вариативной характеристикой языковой личности политолога.

Ключевые слова: политический дискурс; речевой портрет политолога; риторические приёмы; языковые средства манипулирования; политические метафоры.

Для цитирования:

Калдыкозова С., Шакенова М., Темирбекова Г. Речевой портрет политолога Досыма Сатпаева // O‘zbekistonda xorijiy tillar. — 2024. —10-jild, № 2. — B. 108-124. https://doi.org/10.36078/1715848352

Прокрутить вверх